Войти на сайт
График работы:
пн-пт: 10:00-20:00
сб-вс: 10:00-18:00

ЭЦ ТУРБАЗА

Украина, 40001, г. Сумы
ул. Герасима Кондратьева, 6  

+38 050 913-36-63

Пешком 570 километров в поисках лагерей ГУЛАГа

Страницы: 1
RSS
Пешком 570 километров в поисках лагерей ГУЛАГа, Краеведческая частная экспедиция в районе Крайнего Севера
 
Август - октябрь 2009 года неформальной командой "Северный путь" в составе 4-х человек:
Осипенко Сергей,
Шароватов Игорь,
Кузнецов Игорь
Кристина Партум

была осуществлена первая масштабная целенаправленная экспедиция по поиску и исследованию лагерей ГУЛАГа стройка № 501 "Сталинская мертвая дорога". Россия, район крайнего севера Ямало-Ненецкий автономный округ.



События того времени (1947-1953гг.) ушли в историю. Конечно, в ближайшие годы там не останется ничего, как произошло на участке ж/д поселок Пангоды - г. Новый Уренгой.

Мы сделали это для того, что бы сохранить это печальное наследие для потомков, понимая, что это тяжелое историческое прошлое. Но оно было и останется в памяти людей и это должно послужить уроком будущим поколениям.



Мы не собираемся делать какие либо выводы по стройке № 501. Одно можно сказать точно, искалеченных судеб достаточно. Занявшись этой темой, мы встретились с разными мнениями. Одни готовы уничтожить дорогу, чтобы и "духу" её не было и этих кошмарных воспоминаний, другие жалеют о том, что дорога оказалась невостребованной, как и не востребован труд огромного числа людей.

Бывает вот так, разговариваешь с человеком из "бывших", он-то смешные случаи вспоминает и заливается смехом, а потом вспоминает, как умерших складывали в холодном сарае по десять-двенадцать человек за день, потому что не успевали хоронить....потом увозили и хоронили в общей яме, выдолбленной в вечной мерзлоте и рассказчик плачет... Это было поколение совершенно других людей, сильных духом и других жизненных ценностей.



Возвращаясь к теме нашей экспедиции, все же хочется немного сказать об этой стройке и о людях, которые попали туда, которые понимали, что они попали под огромное колесо системы.

Изначально уничтожать заключенных, конечно ни кто не собирался, поэтому и подбирали более здоровых и мастеровитых. Тут вопрос больше в условиях суровой северной природы. Лето, когда в жару тучи комаров, если хлопнуть впереди идущего человека ладонью, то из комаров получался отпечаток. И это июнь-июль-август. Потом короткая осень и морозы. Жестокие морозы ноябрь-декабрь-январь, потом сплошные метели и заносы, февраль-март, далее распутица и наводнения, апрель-май. Морозы достигали до - 64 градусов, да и ветер в минус 30 мало приятного. Резкие перепады давления круглый год. Температура может измениться от + 5 до - 25 за два часа.

Пройдя по этим местам, становится понятно, как люди жили, когда находишься в бараке для заключенных:
Длинный одноэтажный барак, разделенный на два помещения, в каждом из которых располагалось приблизительно по 50-60 заключенных. Получается один барак на 100-120 человек. Частые ряды двухярусных нар, между которыми невозможно пройти не задев соседние. Две печки на один барак, где из кирпича, а где и сделанные из железной бочки. Представить, как жили заключенные семь месяцев зимы в таких условиях не сложно, живя здесь на крайнем севере. День - работа, ночь - выспаться и не успеть просушиться.

Вот карцеры были сделаны надежно, до сих пор стоят. Когда мы открывали двери, то даже петли не скрипят - кованые. В некоторые, даже если сейчас закрыть, то выбраться - дело скорее нереальное. Когда заходишь в карцер, то создается впечатление, что люди ушли недавно, вроде вчера... И так год за годом. Да и с перспективой не очень, у многих были большие сроки, от десяти и выше.

Сами лагеря стоят друг от друга через каждые 7-10-12 км. Точное их количество до сих пор никто не знает. Многие данные так и не рассекречены.

Рельсы для строительства собирали по всему СССР. По дороге мы обнаружили Иранские, Американские, Немецкие рельсы. На разъезде Ивлевский была водокачка, теперь остались только обломки канала для подъема воды, сохранились запасные пути, около восьми - десяти путей. Когда то там был большой лагерь. Рассказывать можно много и рассказать есть что…

Стройка жила, кипела и умирала... На сегодняшний день - она мертвая. Скоро придут бригады, начнут восстанавливать отсыпку, демонтировать старые и монтировать новые рельсы, прокладывать автодорогу, а вместо многих лагерей будет стоять современная ЛЭП. Со стороны города Салехарда уже снято 90 километров рельсов.

Стройка №501 уйдет в историю, о которой по обрывкам воспоминаний и музейным экспонатам (кстати, в Надыме такого музея нет до сих пор, только, небольшая экспозиция в доме природы) наши потомки будут пытаться восстановить события тех времен.

Сейчас мы иногда видим передачи, где даже историки говорят о том, что на стройке было хорошо, отлично кормили, одевали и уже в общем, создается впечатление у несведущего зрителя, что курорт, а не зона там была. На встречах мы рассказываем только о том, что видели, показываем фотографии и видео съемки, а люди должны сами делать выводы и отмечать для себя что-то важное...



По всему маршруту прохождения экспедиции населенных пунктов нет. Сотовая связь не доступна до самого Салехарда.

В общей сложности было пройдено пешим ходом в поисках лагерей 576 километров, в результате найдено 34 лагеря ГУЛАГа, отмечено более 350 мостов, произведены фото и видео документирование найденных лагерей заключенных, железной дороги, мостов, построек тех времен, артефактов найденных в местах прохождения...

Впервые была составлена подробная карта участка одной из масштабных строек 20 века от Надыма до Салехарда, с расположением лагерей, мостов и т.д.

Параллельно во время проведения экспедиции было сделано отступление от маршрута с целью - отыскать заброшенный поселок ссыльных времен гражданской войны Сарато, для этого был организован сплав по реке Танопча и недельный переход вдоль реки Полуй. Поселение Сарато было найдено и исследовано. После, экспедиция по 501-й была продолжена.

9 октября 2009 года, в городе Салехарде, на берегу реки Обь успешно завершилась 40-дневная исследовательская экспедиция, проходящая по маршруту строительства объекта именуемого как стройка №501 ГУЛАГа.

При содействии сотрудников музейно-выставочного комплекса им. Шемановского г. Салехард были сделаны фото и видео съемки в г. Салехарде на местах бывших лагерей заключенных 501-й стройки ГУЛАГа.

Подготовка к данной экспедиции заняла у нас 2 года.

Проходила экспедиция без участия спонсоров, только на личные средства участников.

По материалам экспедиции создан виртуальный проект интернет - музея "ГУЛАГ. Стройка № 501" www.doroga501.ru . Где каждый может ознакомиться с нашими материалами…



 
 
Да, вот это ребята проделали работу!!!!! ГЛУБОКО УВАЖАЮ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, которые во время экспедиции думают не о том, как составить описание, чтобы угодить современным политикам, а действительно объективно отражают историческую правду о жизни политических осужденных и "народных стройках" во времена правления Сталина в СССР.

Сам рассказ очень понравился. Всем рекомендую ознакомиться с материалами по теме на сайте этих ребят www.doroga501.ru.

Также приглашаем их в группу "Краеведы" где можно размещать фотоальбомы по данной теме.
В общем, лично я очень рад что они оставили информацию о себе на нашем сайте  :D
 

Железная дорога от г.Надым до г.Салехард была оставлена в 1953 году. Именно тогда, в связи со смертью И.В. Сталина было прекращено ее строительство. С 1948 по 1953 годы силами заключенных были проложены сотни километров рельсов... Целью нашей экспедиции был поиск заброшенных лагерей бывших заключенных на данном участке. Путь в 110 километров проходит по лесам, сопкам,болотам, тундре... Конечно, за 55 лет безхозного существования железная дорога притерпела значительные изменения: сильно просела отсыпка, сгнили шпалы, изогнулись временем рельсы.


Один из первых мостов.


Мосты различных конструкций прежде запоминаются качеством изготовления.


Семафор.


Бурундуки приноровились бегать по внутренней части рельса. Вероятно они поняли преимущество технического прогресса. На протяжении всего пути мы часто видели этих зверьков, бегающих по рельсам. В нужном месте они останавливаются, бегут по своим делам в лес и набив полный рот семян возращаются на рельс, чтобы продолжить свой путь. Когда мы встретили первого бурундука, бегущего внутри рельса, то думали: случайность. Оказалось, что все бурундуки, живущие близ дороги приноровились к скоростным бегам по заброшенной дороге.


Дверь от вагона поезда.Остатки прошлого вдоль дороги напоминают от том времени, когда здесь ходили поезда.


Очень длинный деревянный мост. Стоящая часть конструкции полуцелая только посередине болота.

Глядя на избитую кувалду, невольно начинаешь понимать какого труда стоило строительство этой дороги.


Пензеръяха (В переводе с языка северного народа ненцев означает : река шаманского бубна. Дословно "река-бубен".Это приток реки Нгарки-Пензеръяхи, которая является священной для ненцев. Ранее близ нее жили северные шаманы.) Осенью река не более 15 метров в ширину. Во времена постройки моста здесь ходили баржи. Мост отлично сохранился.


Внутри моста.


Многокилометровая тундра, бескрайний простор которой придает ощущение свободы и пространства. Вокруг нитка горизонта, где небо встречается с землей.


После дождей наступает потепление и над всей тундрой поднимается туман. Вскоре он окутывает все окружающее пространство. Виден был только участок железной дороги в пределах 50 метров, по которому мы шли... Рельсы растворялись впереди и сзади по мере нашего продвижения, словно в молоке. Казалось что дорога уходит в пустоту, в никуда.


Ну что сказать? Космос. Туман усилился и окутал все напрочь и слился с небом. Невероятное ощущение пустоты длилось несколько часов, после чего постепенно начала проявляться окружающая природа.


Здесь нас ждала сложная переправа. После дождей вода в этих краях быстро поднимается. Частично перешли по болоту, частично - на лодке.


На маршруте сотни подобных переправ.


В некоторых местах можно перейти по рельсам. Следует только учитывать, что часто они выкручены и находятся в подвешенном состоянии.


Муравейник на дороге.


Нгарка-Пыряяха широкая река. В переводе с ненецкого: Большая щучья река.


Решетки на окнах напоминают о суровом прошлом этих мест. Бараки заключенных стоят прямо на болоте и многие уже ушли в него так, что на поверности остались только крыши.


Когда мы вернулись на место стоянки, то обнаружили разодранный пакет с продуктами. Чуть дальше видели медвежьи следы. Медведи - любопытные животные, вечно свой нос засунут куда-нибудь. Прошел небольшой дождик и мы двинулись к лагерю возле разъезда "Карась". Наверное в той стороне у медведя тоже были свои дела и нам пришлось около восьми километров идти по свежим медвежьим следам вдоль железной дороги...


Карцер на болоте.
 
 

Длинный барак для заключенных предназначен был для 100 человек. Он был разделен перегородкой на два больших помещения, в каждом из которых располагалось 50 человек. В перегородке на два помещения была установлена печка, сделанная из бочки. Ряды двуярусных нар расположены очень близко друг другу (может пройти только один человек). Свободного пространства в помещениях не было. Остается только догадываться об условиях выживания в этих условиях с учетом того, что заключенные работали зимой на строительстве дороги в морозы до минус 50 градусов.


Около этого моста нам пришлось долго искать место для переправы. Перешли справа. Если идти слева, то только перелезать по частям моста ( Есть смысл предупредить, что конструкции мостов не такие надежные как кажется. На одном из переходов рядом с одним из нас упал рельс. Переход требует внимательности).


Проходная и ворота в лагерь.


Охранная вышка лагеря.


Проходная лагеря.


Река Ярудей.
 
Вот нашёл несколько видеоматериалов, снятых ребятами в этой экспедиции:







Это немцы по тем краям бродили:



А это ролик Александра Иванова о походе по 501 дороге:

 
 
Ничего себе, ну Вы и молодцы. Я вот не представляю, как можно столько пройти.
Поклон Вам  clap
Страницы: 1
Читают тему