Войти на сайт
График работы:
пн-пт: 10:00-20:00
сб-вс: 10:00-18:00

ЭЦ ТУРБАЗА

Украина, 40001, г. Сумы
ул. Герасима Кондратьева, 6  


Весь мир на ладони...

Страницы: 1
RSS
Весь мир на ладони..., Автор отчёта: Гасанова Оксана
 
Автор отчёта: Гасанова Оксана

-«Мне очень нужна кастрюля Tatonka Kettle 1.6 л» - подумала я.
И, как потенциальное средство получения этой самой кастрюли, представляю на суд уважаемой публики отчет об экспедиции на Эльбрус, происходившей в июле 2010г.

Часть 1. Давайте знакомиться!
Итак. Мы - группа единомышленников из славного города Хмельницкого, схоженная в горах Карпат и Крыма, и решившая покорить вершину Европы.

Это наш командир, Алик Матковский. Человек-кремень. Ум, честь и совесть нашей экспедиции. А так-же, по совместительству: главный завхоз, главный финансист и главный (он же единственный) доктор.





Должность: начальник экспедиции
Снаряжение.
Рюкзак: Tatonka Bizon 90л
Спальник: "Mammut Kompakt Winter
Ледоруб: видавший виды ВЦСПС
Кошки: см. пункт «ледоруб»

Головатюк Михал Михалыч. С десяток раз бывал на Эльбрусе. 20 лет назад. Потом забросил это тяжкое дело. Но, врожденный авантюризм и страсть к приключением взяла вверх. (Чему, впрочем, мы все очень рады!)  





Должность: технический руководитель, проводник, бывалый
Снаряжение.
Рюкзак: Travel Extreme Denali 85л
Спальник: легендарный советский самосшив
Ледоруб: все тот-же ВЦСПС
Кошки: см. пункт «ледоруб»

Болховитин Витя.
Самый техничный член экспедиции. Фоторепортер исключительного мастерства. На «ты» с узлами и снарягой.





Должность: Фоторепортер
Снаряжение.
Рюкзак: Travel Extreme Denali 70л
Спальник: ROCK EMPIRE BLIZZARD
Ледоруб: наш любимый ВЦСПС
Кошки: модные, Campus

Ковальский Артур. Самый быстрый, самый ловкий, самый бесстрашный. И еще надежный.





Должность: всегда впереди идущий на нижней страховке
Снаряжение.
Рюкзак: Deuter Aircontact 65+10
Спальник: ROCK EMPIRE BLIZZARD
Ледоруб: конечно-же ВЦСПС
Кошки: самодел

И я, Гасанова Оксана. Самый слабый участник группы, но это потому, что барышни по определению слабее мужчин. Зато крестиком вышивать умею))))





Должность: главный помощник повара, главный помощник завхоза, главный помощник фотографа
Снаряжение.
Рюкзак: Deuter Aircontact 65+10
Спальник: ROCK EMPIRE BLIZZARD
Ледоруб: ну, вы уже в курсе))))
Кошки: ха, модные, Пецль

Часть 2. Начало. Перевал Семеновского

2 июля 2010г. мы погрузились в поезд «Киев-Минеральные Воды» и уже через 28 часов наслаждались видами Приэльбрусья.

Началось наше путешествие с туристического комплекса «Сакля», расположенного в п. Эльбрус, где за умеренные деньги можно разбить палатку, принять душ, выпить пива и воспользоваться другими благами цивилизации. Там мы оставили заброску и наконец-то вышли на маршрут.





Долина Тю-Тю буяла растительностью, в заводи горной реки плавала форель, под ногами нагло краснела земляника. А мы, топая во всей этой красоте с неподъемными рюкзаками, двигались к своей цели – леднику Тю-Тю. За 1,5 ходовых дня прибыли на место. Расположились на чудной травянистой поляне, пожалуй, единственной на всей площади ледника. Отдохнув после тяжелого перехода, вышли на ледовые занятия: учиться ладить с кошками и овладевать ледорубом. Как говориться, не боги горшки обжигают : через пару часов мы научились двигаться в кошках и даже сносно зарубались.

Перевал Семеновского (3850м). Наш первый перевал. В одних источниках он квалифицируется как 2А, в других – 2Б. Тринадцать(!!) часов длилось восхождение. Шли в одной связке. Первую четверть пути боролись со снегом и льдом, дальше – со скалами и сыпухой. Некоторые члены группы почувствовали проявления горняжки.

Лично мне кажется что перевал Семеновского - это, как минимум, 3Б! И угол наклона эдак 50 градусов. И, вообще, имена всех прошедших этот перевал необходимо заносить в какую-то супер-почетную книгу…Вобщем, тяжело он мне дался! И не только мне. Например, наш руководитель, Алик Матковский, узнав о готовящемся отчете, любезно согласился (ну как любезно… крышечку от кастрюльки пришлось пообещать... да) предоставить мемуары о подъеме на Семеновского из его личного архива. Итак, премьера!





"Как я был на "Семеновского".
(Из мемуаров начальника экспедиции)


Ну, вот, подошли... Когда я запрокинул голову и узрел, нет - УЗРЕЛ!, то мысль была одна: "Твою мать!!!" Но это было лишь первое впечатление, и как это часто и бывает, оно было ошибочным. И после непродолжительных раздумий я пришел к следующей мысли: "ТВОЮ МАТЬ-ПЕРЕМАТЬ!!!" Трудно описать словами, не употребляя идиоматических выражений, мои впечатления от виденного.
Но я, извините, несколько отвлекся.

Итак, перевал Семеновского. Ну, что можно сказать о перевале, исключая вышесказанное...

Он - высокий. Нет, он - очень высокий! Да просто, песец, какой он высокий!!! Вот тут мне товарищи, в туризме продвинутые, подсказывают, мол, три девятьсот. Врут, гады. Я, конечно не снайпер, глазомер не тот, но, навскидку, четыре шестьсот, семьсот, короче, до пяти.

Второе. Он (подъем, в смысле - склон) - крутой! Нет, он - очень крутой! И в геометрическом, и самом что ни наесть, прямом смысле. Товарищи будущие туристы! К Вам через года взываю я! Он - КРУТОЙ!!!

Третье. (Люблю систематизацию, да...)

Он состоит из камня. Да-да, из К_А_М_Н_Я! И не надо ржать! А должен был состоять из снега. (Да ладно, не тупой, понятно, что покрыт снегом.) В этом месте я должен был пафосно воскликнуть: "А вы пробовали лазить по камню в кошках!" Но молчу, так как знаю, что пробовали. А я - не пробовал! А надо было! Хотя, если честно, если бы попробовал - хрен бы меня кто второй раз туда затянул! Ладно, это - лирика, вернемся к конкретике. Что там у нас по плану?
Четвертое. Там, наверху, нету воздуха! Нет, ну не то, что бы совсем, но - очень, очень мало! В космосе, скажите Вы, еще меньше. Да, но я же - не космонавт. Предупреждать же надо! Да, знаю, знаю...И читал, и рассказывали. Но, видно, как-то не убедительно, не проняло меня раньше. А если бы проняло, то - см. п.3. Короче, дышать там, наверху, трудно.

Пятое. Дышать там трудно, но можно, чего не скажешь о "думать". Думать о чем-то, кроме: "Ну, на хрена я сюда полез!", невозможно. Заявляю с полной ответственностью, товарищи потомки, - думать на высоте нечем! И поэтому, совет. Берите с собой в поход космонавта, их учили, они тренированные.

Седьмое. (По поводу шестого. Описать ЭТО, кроме как матерными словами - невозможно, поэтому, просто опустим.) Хочу написать о пользе курения. Ну, не самого процесса курения, конечно. О пользе наличия сигарет. Ну, не самих сигарет, конечно. О пользе наличия пачки от сигарет. (Да знаю я, что затягиваю, но - интрига!..) А точнее - упаковки от пачки сигарет. Знаете, есть на ней такая целлофаночка. Тоненькая такая. Так вот Вам откровение. Нет в походе более ценной и нужной вещи, чем ента самая целлофаночка! Ибо, когда воды - нет, совсем нет, а снег, сами понимаете, не вода, а пить - ну о-о-очень хотца, и видишь ты на склоне то-о-оненькую струйку воды, и рюкзак - не снять, и кружка - в рюкзаке, и рукой - не зачерпнешь, и, вообще, все - писец, то именно здесь и сейчас, целлофаночка - самое то! Слаще и вкуснее воды, чем из этой упаковочки, я в жизни не пивал. Вы уж извините, что все про целлофаночку, да про целлофаночку. Ну, дорога она мне! И кстати, как предмет турснаряги, ни по весу, ни по объему в сложенном состоянии, ни по рациональности использования, аналогов - не имеет. Храню её.

Что там дальше?

Восьмое. Хотелось бы обратиться к вопросу о классификации сложности и категорийности перевалов.

Я очень хочу посмотреть в глаза тому человеку, кто эту самую категорийность придумал. А еще лучше, тому, кто присвоил. И понимаю, что - вряд ли, но о-о-очень хочется. Так вот, "2А"! Заумно и непонятно. Проще нужно быть, товарищи, и писать проще. Ну, к примеру, - "полный абзац".Это - "2А". Или, "нереально полный абзац" (Это я мягко...)! Это - "2Б". Так народу ближе, понятней. Тут есть еще варианты, на любителя. "Полная жопа", "не полная жопа". Все от темперамента зависит.

Так, вот... Перевал Семеновского, это - где-то посередине между "полная жопа" и "нереально полный абзац".

Не верьте техническим описаниям вообще, и техническим описаниям двух-трехлетней давности, в частности. Врут! И если поверите, то вводите коэффициент. (Хотел было присвоить авторство и ввести в обиход термин "коэффициент жопности", но передумал. Скромен, да.) Значение - "1,5". Это - ближе к жизненным реалиям. Прочитали в отчете - "2А", подумайте, подготовьтесь, завещание составьте, что ли. Еще раз подумайте, оно Вам надо? И если решили, готовьтесь как к самому худшему - к "3Б". Как говориться, "готовьтесь к худшему, надейтесь на лучшее". Дабы не стоять в последствии под перевалом, как я, и не думать, задрав головушку,: "Твою мать!"

………………………………………………..
В 17.30. перевал был покорен. Но, нам предстоял не менее тяжелый спуск, тем боле, что силы были на исходе. Установив перевальную записку, группа пошла дальше по маршруту. Кстати, снятая перевальная записка группы из Воронежа датировалась 2009 годом! Больше года здесь не было людей…

Часть 3. Перевал Грановского.

Опыт – сын ошибок трудных, - как правильно заметил классик.
Благодаря им (ошибкам), у нас появился он (опыт):
1. Мы не ленимся наносить на открытые участки кожи солнцезащитный крем.





2. Ориентируясь по карте и местности прокладывать оптимальный маршрут.





3. Использовать дары природы.



4. И прочее, прочее, прочее.

Вот так, набирая опыт, группа пересекла долину Башиль и подошла к следующему перевалу – Грановского (3950м).

Привал организовали на берегу ледникового озера дивной красоты. Благодаря отсутствию цивилизации, вода в озере – прозрачная и чистая, прямо из него мы черпали воду для приготовления ужина.

…Ужин, помнится, был знатный: фуа-гра, индейка в трюфелях и тушеные заячьи почки, а на десерт парфэ-глясе со сливой Мирабель.. ох, простите, накатило!
Так вот, после сытного ужина, пораньше, чтоб встать засветло, уложились спать.
А на завтра - подъем в 3 утра, овсяная каша с сухофруктами, быстрые сборы. Подход к подножью занял около 2-х часов. Темп выбрали умеренный, берегли силы на подъем.

Любовались открывающимися видами. Михалыч, по-ходу, рассказывал всевозможные интересности про окружающие горы и перевалы. Непосредственно подъем до перевала занял около 4 часов. Шли в одной связке. Было тяжело, но без надрыва и внештатных ситуаций. Передохнув на перевале и установив записку, начали спуск.





Спуск «порадовал» своей крутизной и бергшрундами.

Правду говорил наш Михалыч: где легкий подъем, там тяжелый спуск. На выходе из ущелья Адырсу были встречены бдительными пограничниками. Хмурый лейтенант долго и пристально рассматривал наши документы, периодически искоса окидывая группу взглядом. Наверняка, люди, таскающие большие и тяжелые рюкзаки через перевалы, не должны таскать их просто так. Вот он здесь – по службе, и с этим все ясно и четко. А вот эти – не понятно зачем, что подозрительно.

Задавал какие-то хитрые вопросы, видимо очень хотел выявить парагвайских шпионов, но...

А может просто хотел пообщаться. Через пару часов благополучно добрались до альплагеря, где попадав вповалку, еще некоторое время дожидались владельца местного и единственного внедорожника легендарной марки "УАЗ", любезно согласившегося подбросить нас до трассы.

Подъемник-платформа, тягающий машины и грузы от Баксанской дороги до въезда в ущелье, впечатлил. Правда, не работал, но мы и не удивлялись, все-таки родом то из одной страны. Еще один ветеран советского автопрома – УАЗик -"буханка" подкинул до Сакли.

Часть 4. Эльбрус.

В Сакле перепаковали рюкзаки. Запас еды, часть аптечки и ремнабора, личные сменные вещи оставили в заброске. Машиной доехали до Терскола, оттуда дружно потопали вверх под моросящим дождем. Привал организовали вблизи метеостанции. Поужинали супом и картофельным пюре с домашней тушенкой и заранее легли спать - завтра длинный переход с большим набором высоты.

Второй ходовой день. Погода испортилась, видимость ухудшилась. Временами, из-за развеявшейся ненадолго дымки, проступал Эльбрус, величественный и далекий. Дошли к обеду до заброшенной ледовой базы. Серьезный набор высоты дал о себе знать: после обеденного перекуса вся группа уснула. Нас разбудил начавшийся град, крупные льдинки барабанили в опустошенные миски и кружки и как-будто сигналили: «Эй, народ, подъем, пора в путь!».

А путь наш лежал через ледник Гарабаши к Приюту 11. Ледник тяжелый, с закрытыми трещинами. Как о нем говорят местные МЧСники «Этой дорогой идут только ненормальные хохлы и москвичи». Погода ухудшилась настолько, что мы не видели в 50-100 метрах двоих наших ребят, ушедших на ледник разведать обстановку и поискать вешки. По возвращению нашей разведгруппы, было принято единственно правильное решение: возвращаться в заброшенную ледовую базу, там ночевать, а ранним утром выходить на маршрут.



Третий ходовой день. Успешно прошли ледник, к обеду добрались до Приюта 11.

После безлюдных десяти дней в горах, Приют 11 встретил нас равнодушной суетой. Сновали люди, ездили ратраки. Поодаль катались лыжники. Пару групп поднимались к скалам Пастухова. Многие завершали спуск с вершины: некоторые бодренько, большинство — из последних сил, кое-кто — ползком или на пятой точке. Ратраки подвозили «Новых туристов»: они выходили в гламурных ветровках, с 10-литровыми рюкзаками, бросались снегом, весело гоготали, фотографировались на фоне Эльбруса (надо же показать друзьям, что я побывал на Эльбрусе!) и, довольных, увозили к станции Мир.

Всем увиденным очень расстроился наш Михал Михалыч. По его рассказам, 20 лет назад здесь все было по другому: каждую пришедшую группу встречали все обитатели Приюта: поили горячим чаем, расспрашивали о маршруте, ругали за неправильно пройденную трещину, обсуждали предстоящий подъем, делились припасами. В общем, душевнее было 20 лет назад.

Итак, зарегистрировавшись у спасателей, мы начали подъем к скалам Пастухова (4700м). Вовсю давала о себе знать усталость и горняжка. Шли медленно, шаг в шаг. Равнялись по самому слабому участнику (зато теперь я могу с гордостью говорить, что Я вела группу к скалам Пастухова))))). Часто отдыхали. С каждым метром высота чувствовалась все сильнее. К скалам дошли под сумерки. После недолгих поисков места под палатки разбили лагерь, поужинали и легли спать. Завтра — штурм Эльбруса.

3 часа утра. Или ночи? Подъем. Некоторые группы уже на маршруте, видны медленно движущиеся огоньки фонарей. Еда не лезет в горло. Недолгие сборы. Кошки. Ледоруб. Пуховка для высоты. Теплые перчатки и шапка. Сухой перекус в карман. Фонари. Веревки не берем. Трекинговые палки не берем

Наше восхождение началось в 4.30. утра. Шаг за шагом. Шаг за шагом. Около 400 метров подъем прямо вверх, потом влево, выход на траверс Восточного склона. На участке траверса практически отсутствует набор высоты. Но, угол наклона самого склона и наличие ледника под траверсом закрепил за этим местом название «трупосборник». Именно поэтому там не ходят в связках: упавший альпинист тянет за собой всю группу. Это негласные рекомендации спасателей.  
 




Вышли на седловину. Впереди — крутой склон, выход на вершину. Начинается настоящий штурм. С каждым шагом уходят остатки сил, кислорода становится все меньше. Пульсирует мысль, что это не закончится никогда. Отдыхаю через каждые 4-5 шагов. За эти несколько минут отдыха организм впадает в галлюциногенное состояние, появляются сновидения. Тяжело всей группе, но мы идем вперед.

На вершину мы поднялись незадолго до полудня. Не осталось ни-че-го: ни сил, ни желаний, ни эмоций. Такое вот состояние очищенной плоти и разума. Скажу я вам, ощущение непередаваемое, лучше Владимира Высоцкого сказать невозможно: «Весь мир на ладони - Ты счастлив и нем..»... Ты стоишь на самой высокой точке Европы. Ты видишь под ногами облака, пронизанные вершинами более низких гор, и знаешь точно, что под облаками – стоят дома, живут обычные нормальные люди.

И тебя, всю твою сущность поглощает величие Эльбруса.

И – в то же время, отдает тебе свою силу и мощь.

…………………………………………………………………………………………………………..

Потом был не менее тяжелый спуск, сброска «на землю», пиво в "Сакле", поезд домой, шампанское на перроне, встреча с родными .

Это было потом. А сейчас - «Весь мир на ладони - Ты счастлив и нем..»

 
 
clap  clap  clap  clap
 
Ну что сказать? Как человека хаживавшего в горах, рассказ тронул за душу. Правда мой ледоруб назывался АКС 74, а литраж рюкзака десантника померить мне даже в голову не пришло, но ощущения и мысли наверное те же. Особенно мне понравились внутренние переживания одного из участников при взгляде на перевал "Семеновского". Годы проходят, а горы все также пробуждают в людях величественные чувства и стремления  :D. Но все таки это стоит того. Наверное круто встать над миром и упиться свободой и безумным чувством того, что смог сделать нечто совершенно сумасшедшее, неподвластное никому, за исключением кучки таких же психов как сам. Правда как пел все тот же Высоцкий, с гор приходится спускаться и возвращаться к суете и повседневности. В общем рассказ о покорении Эльбруса мне понравился, правда не обошлось без художественных вымыслов. Например утверждение, что один из участников похода умел вышивать крестиком, кажется мне, по меньшей мере, сильным преувеличением.  :).
clap  clap  clap  clap  clap  clap
 
 


Никак не научусь повязывать арафатку. А ведь хорошая и удобная вещь 8)
 
Да, Роман, арафатка - что солдатская шинелка, в холод-греет, в жару - охлаждает))).
А повязывать ее довольно просто, но на бумаге этого не описать)). Как говориться, будете проездом в Хмельницком - устроим мастер-класс прямо на перроне!
 
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)