Войти на сайт
График работы:
пн-пт: 10:00-20:00
сб-вс: 10:00-18:00

ЭЦ ТУРБАЗА

Украина, 40001, г. Сумы
ул. Герасима Кондратьева, 6  


Поход, который удался. Отчет. Карпаты. Черногора. 10-13 авг 2011. Дни третий и четвертый

Lapin Dmytro

Имя: Dmytro
Фамилия: Lapin
Дата последнего входа: более года назад
Дата регистрации: 02.08.2011 20:12:12
Страна: Украина
Область / край: Киевская
Город: Бровары
Lapin Dmytro -> Всем, Пешеходный туризм
Поход, который удался. Отчет. Карпаты. Черногора. 10-13 авг 2011. Дни третий и четвертый
Поход, который удался. Отчет. Карпаты. Черногора. 10-13 авг 2011

Начало, Часть 1.
Продолжение, Часть 2.

Окончание. День третий. 12.08.2011.   Кульминация. Говерла. 2561 м.
Озеро Несамовите – г. Говерла – г. Петрос – заброшенная ферма к Северо-востоку от Петроса

 
  Праздник на нашей улице наступил на следующее утро. Мы поднялись в шесть (на этот раз из принципа минута в минуту) и хорошо постарались на общее благо. В течение пятнадцати минут из двух ближайших палаток начали выползать заспанные постояльцы. Началась цепная реакция, и ко времени нашего выхода на маршрут, в сторону Говерлы, в лагере бурлила жизнь.


Нам туда.

Облачко справа – над Говерлой.
Облачко слева – над Петросом.
  Говерла отвращала своей попсовостью, и, в то же время, была неотвратимым, неминуемым этапом путешествия. Мы не могли себе позволить опустить глаза в ответ на чьё-то дружелюбное «А, Карпаты… знаем-знаем – Говерла…».
  Путь шел на высоте около 1800 плюс-минус 100 метров, а Говерла, как я отчетливо помнил из школьного курса географии, была выше почти на километр – 2561 метр. Нас ждал семисотметровый набор высоты. Геноссе заранее запасся пессимизмом и при приближении к горе чаще раздражённо вздыхал, и матерился, когда я оговорил привалы через каждые 200 метров набора. Хрен вам. Он будет останавливаться через каждые 50 метров. По всему было  видно, друг Андруха был готов победить в споре любой ценой. Он находился в крайне мерзком расположении духа, и я решил его не переубеждать.
  Когда альтиметр показал два километра, пессимизм моего попутчика достиг крайней степени. «Ты того» - спросил его я, тоже слегка раздраженный, - «может, пробежишься?». И Геноссе, потеряв, видимо, способность соображать, решил, что это неплохая шутка и двинул бегом вверх (я снял-таки на видео). Конечно, он быстро споткнулся. Я помог ему подняться, и еще через несколько метров подъёма мы увидели верхушку сооружения явно искусственного происхождения.
  Андруха посмотрел на альтиметр. Затем на сооружение. И снова на альтиметр...
  «Е…ные японцы...», – произнес он, «альтиметр врёт на полкилометра».
Альтиметр врал метров на тридцать, не больше. Остальное додумал я. Как нам любезно напомнили Питерцы, отдыхавшие на вершине, высота Говерлы 2061 метр по паспорту...

Но какая фора у нас появилась...

Я станцевал ритуальный вершинный танец без названия (Андрухина очередь снимать видео) и мы начали спуск.
 
  В тот день мы встречали людей не реже, чем раз в 15 минут. Даже самые уставшие и раздраженные улыбались и здоровались. Было приятно. Мы улыбались и здоровались, и встречным тоже было приятно. Мы дружили с соотечественниками из Львова, с бывшими соотечественниками из Питера, Москвы и Минска, мы дружили с Поляками.
  На спуске с Говерлы встретились нам мужчина и девушка. Эти демонстративно сошли с тропы и старательно отворачивали головы, избегая наших дружелюбных взглядов. Мы честно заикнулись улыбнуться и поздороваться, но мужчина арийской наружности и стройная женщина тщательно, очень тщательно отворачивались. Они не скрывали своего отвращения. Они разговаривали по-немецки. Мне опять захотелось отомстить за деда...

Долго ли, коротко ли, перед нами образовались две избушки: для туристов – яркая и красивая, и для лесников... как для лесников.


На заднем плане – дом покрасивше, для отдыхающих.

Рядом с домом, как элемент ландшафтного дизайна, гуляют пухлые тетеньки в лыжных куртках.
Сугубо утилитарное обиталище карпатского лесника.

Веранда, шашлык, пиво, джип, девочки; ничего лишнего.
Разделительный знак между Карпатским Биосферным Заповедником и Карпатским Биосферным Заповедником.

При проходе в любую сторону нужно приобрести билет. 20 гривен, включая НДС.

Очередная зоологическая находка.

С вершины Петроса видно, как Гигантский горный червяк заглатывает Черного Альпиниста. В считанные минуты исчезнут и ноги и другие, видимые на фото, части тела.
  Мы отдали по 20 гривен с носа и двинулись к последнему значимому объекту нашего путешествия.
  Гора Петрос, согласно одной известной энциклопедии, имеет высоту 2020 метров. Западный и Юго-Западный склоны крутые с многочисленной каменной россыпью, Северный и Северо-Восточный склоны — обрывистые, со скальными выступами. Наверх мы поднялись по Восточному склону, спускались, для разнообразия вначале по Северному, и, увидев перед собой обрыв со скальным выступом – перебазировались на Восточно-северо-восточный, о котором энциклопедия умалчивает.
  Подъём на Петрос со стороны Говерлы занимает около часа. Надо сказать, что Петрос до сих пор остался бы непосещенным никем, кроме шальной карпатской коровы, но расположение рядом с Говерлой позволяет ему не быть обделенным вниманием путешественников.
  По восточному склону Петроса, крутому, и со скальными выступами, нужно карабкаться с помощью четырех конечностей. При этом, его просто можно обойти траверсом. Однако прелесть траверса начинаешь понимать  лишь тогда, когда при взгляде вниз спуск становится гораздо менее привлекательным, чем подъём. Опытных и знающих оказалось достаточно – встречные туристы, за редким исключением, шли без рюкзаков. Самые умные и знающие жизнь не понаслышке, конечно же, сторожили рюкзаки внизу.


Вершина Петроса.

Долгожданный киоск с холодным пивом
  Я замерз на вершине Петроса, но терпеливо подождал Геноссе Попутчика, и мы торжественно поздравили друг друга с прохождением последней знаковой точки маршрута.
  Задание можно было считать выполненным, успех был полным. Получилось все за исключением одной мелочи: мы опоздали на день по сравнению с вариантом-максимум, но и это было запланировано. По плану-максимум необходимо было надрываться от рассвета до заката, а в последний день пастись в малинниках. План-оптимум нас тоже устраивал. В общем, всё, вперед на поезд Франковск-Домой.
  Мы взяли азимут на Ясиню... Нам казалось, что правильным азимутом будет 0. Знающие люди насторожились после этой фразы, и я оправдаю их ожидания. В итоге мы начали спуск именно по Северному, обрывистому (смотри энциклопедию) склону со скальными выступами.
  Ничто не предвещало неожиданностей. Веселая тропинка шла на север, затем свернула к Северо-западу (как оказалось впоследствии, правильно), но нам туда не нужно. Твой компас – твои правила. Мы подошли к обрыву. Сверху было не страшно, через пару сотен метров виднелись тропки, ведущие к Ясине, и я решил, что попытаться стоит.
  Первым шел я, затем Андруха. Геноссе, видя перед собой пятидесяти-(или, скорее всего больше)-градусный склон с осыпью, крепче сжал в руках свою единственную страховку – трухлявую палку длиной почти два метра и весом не меньше двух кило. Если на подъёме я относился к такому альпенштоку с безразличием превосходства,  то в предвидении крутого спуска в зарослях альпийки и камнях эта палка стала источником определенных опасений. В конце концов, именно мне предстояло смотреть в глаза его жене, если он всерьез воспользуется своим альпенштоком, как опорой. На фоне этой палки другие слабые места нашей подготовки заслуживали похвалы. Особую изюминку придавал способ использования. На спуске и траверсах Геноссе опирался на палку, уткнув ее в камень на полметра ниже по склону.
  Спасибо этому альпенштоку. Именно он расставил точки над “ё” в решении возвратиться, когда я уткнулся в обрыв, заросший альпийкой. Сняв рюкзак, как мне казалось, можно подобраться к краю обрыва через заросли, и попытаться найти более-менее проходимый участок. Но еще большей была уверенность в том, что напарник не пройдет именно благодаря альпенштоку.
  Мы развернулись (обошлось без мата) и через двадцать минут вернулись к краю спуска, откуда спокойно спустились через какой-то Северо-Восточный кулуар к заброшенной ферме. Рядом с ней и остановились на ночлег.


Черногорский хребет, слева Говерла, справа Поп Иван. Вид с Петроса.

Маршрут - проще некуда. Из правого верхнего угла через левый верхний до левого нижнего.
  Не доверяя моей hand-made тушёнке (скорее, я назвал бы её пеммиканом), Геноссе Попутчик долго настаивал на покупке тушенки в магазине. Что до меня, то в магазинном продукте я разочаровался давно, но из уважения к напарнику согласился взять одну полукилограммовую металлическую банку размером с кирпич. Равно как и Андруха, исключительно по дружбе, всю предыдущую дорогу питался моим пеммиканом, всякий раз за ужином вспоминая о ботулизме. Это не влияло на размер его порции, возможно, он надеялся, что уменьшит, таким образом, мою. Ну-ну…

День четвёртый. 13.08.2011.  Развязка.
Г. Петрос – Ясиня - Домой
 
  Утром мы вышли к еще одной, обжитой, ферме, где застали за молитвой небольшую семью местных пастухов – мать и четверых детей разного возраста. Мама посмотрела на нас – вторженцев – с  долей недоверия и опаской. Но объяснила, как выйти на дорогу к Ясине. Нужно вернуться назад  к заброшенной ферме, и с другой её стороны начинается дорога. Мы набрали воды у родника, и двинулись дальше. До поезда из Франковска оставалось немного времени.

Собственно и всё.

  Интриги добавил малинник, в котором мы кормились часа полтора, благодаря чему пришлось ловить такси с одной лошадью в упряжке. Почтенного возраста возчик был в молодости чемпионом по конному фристайлу, но к отправлению автобуса опоздали. Мы ждали следующего, а время текло все быстрее.
  Из местных особенностей успели отметить отсутствие мелочи в магазинах Ясини. С нас потребовали за билеты сколько-то и пятьдесят копеек. Для нас не округлили, а мы, в ступоре от скоростных скачек, не округлили тоже. В пяти или шести подряд магазинах и барах мне горестно открывали кассы и разводили руками. Пытаясь раздобыть остродефицитный полтинник, я брал лимонад, затем Кока-Колу, после Кока-Колы жевательную резинку, и сдачу мне давали конфетками и спичками. Единственное, чего я сейчас не помню и вообще не понимаю: зачем я это делал? Почему?
  Еще чуть интриги добавил сам автобус, который задымился на подъёме и умер. По словам водителя - навсегда. Эй, знатоки – на маршруте ли еще тот старенький ЛАЗ? Следующим транспортом был микроавтобус с веселыми тетеньками. В Ивано-Франковск мы прибыли за сорок минут до поезда.
  Дабы не дать затухнуть впечатлениям, рядом ехала веселая группа туристов. Мы ели арбуз. Они пили пиво. Мы рассказывали о Черногоре, они – о граде, величиной с ноготь. Мы смеялись, всем было хорошо. В этом походе нам удалось всё.

Fin.

P.S. Берите Польскую карту. Там живет и заброшенная ферма и дорога через неё и всё-всё-всё. Она показывает правильный путь и ясно дает понять, по каким склонам Петроса спускаться не стоит. Другие, в общем, не хуже, но Польская по-человечески понятнее.
P.P.S. Открывашка Викторинокса не справляется с кирпичеобразными банками - застревает на углах. Вспомните об этом заранее.
*
 
*