Войти на сайт
График работы:
пн-пт: 10:00-20:00
сб-вс: 10:00-18:00

ЭЦ ТУРБАЗА

Украина, 40001, г. Сумы
ул. Герасима Кондратьева, 6  


Река Сейм в Путивльском районе Сумской области

Река Сейм в Путивльском районе Сумской области 08.09.2009

Река Сейм в Путивльском районе Сумской области

Сейм…

Сие волшебное слово, собственно, стало для меня волшебным в далёкие-предалёкие времена, когда я, удалой малец, школярик (начало 80-х годов), с превеликим удовольствием оценил инициативу отца мотнуть из Сум на новёхонькой “шестёрке” в Спадщанский лес за Путивль, да посмотреть на овеянные боевой славой места партизанских подвигов Ковпаковских отрядов..

Посмотрел. Понравилось. Впечатления, как для мальчугана, сногсшибательные.

Но недолго те впечатления в моей детской головушке жили-роились. Потому как, утомлённый неближней дорогой, отец заехал поужинать, да и покормить меня нехитрым “тормозком” к самому берегу загадочной речки Сейм. А путь между Сумами и Путивлем никак нельзя преодолеть без переезда через этот самый Сейм.

И вечерний Сейм сделал своё дело. Он почти напрочь стёр из моего детского умишка воспоминания о краях партизанской славы. И, в то же время, навсегда прописал в детской впечатлительной памяти СЕБЯ. Вот это было нечто! Это был автограф Его Величества Сейма в моей детской душе. В душе, где поверх безудержного ребячества чёткими и стройными линиями уже отчётливо вырисовывалась рыбацкая сущность.

И я, до того рыбачивший лишь на прудах, канавах да на манюньких водохранилищах, впервые увидел вечернюю Речку. Вечерний Сейм.

И влюбился. Позже, я уже много раз сознавался этой реке в своей безудержной, безответной и бескорыстной любви. И это была любовь с первого взгляда. А тогда, в первый раз в жизни, я совершил великое таинство - я, малой пацанёнок, увидел поздно вечером настоящую Речку.

Я увидел и услышал, как Сейм живёт своей жизнью. Целая гамма новых и незнакомых звуков обрушивалась на меня в густеющих вечерних сумерках. Я слушал, затаив дыхание, и боясь пропустить что-либо. Меня грызли комары, но я этого не замечал. Я заворожено слушал. Склонившиеся к воде вербовые кусты, казалось, умело дирижировали речной симфонии.

А сколько рыбы увидел и услышал я там тогда! Целыми табунами (или косяками, ежели хотите) на брошенную в воду корочку хлеба подходил себель. Причём, себель этот был размером с плотвин, коих я со товарищи ловил у себя в близлежащих водоёмчиках. А уж плотва Сеймовская была, как по мне, размеров и вовсе умопомрачительных. А ещё какие-то, совсем уж неведомые рыбины, периодически являли себя на поверхности моему удивлённому взору, иные же громко выплёскивались, не дав даже себя рассмотреть, или же, обнаглев совсем уж, атаковали прибрежных себелей.

Уезжая с Сейма и автоматически размалывая молочными зубами что-то там в виде ужина, я думал только об одном - во что бы то ни стало, рано или поздно, сам, с отцом, или с кем-либо другим, но я буду сюда возвращаться и буду здесь рыбачить.

Мы с отцом вернулись домой, а Сейм продолжал жить у меня в душе.

Так уж сложились житейские пути-дорожки, что на Сейм в следующий раз я попал годочков эдак через 15, уже будучи более-менее взрослым (а как же - закончил школу, институт, женился, обзавёлся дочкой, устроился на работу…). Но все эти годы я знал, что Сейм и я встретимся всенепременно. И за это время я изучал Сейм, так сказать, косвенно, - по рассказам рыбаков, местных жителей тех краёв, из скудных публикаций в прессе, и даже из топографических карт.

Ну и с того времени я стал выезжать к Сейму всё чаще и чаще.

Вот, собственно, опираясь на теоретические познания, и, подкрепив их недюжинной практической осведомлённостью из времён нынешних, я и попытаюсь нарисовать вам портрет моего любимца - Сейма. Почему любимца, спросите? А не знаю…. Ведь любят-то не за что-либо, а просто так…

Так вот, река Сейм, приток Десны, являет собой типичную представительницу малых рек, протекающих на отрогах среднерусской возвышенности. Более того, кроме типичности, ей присущи и некоторые отличительные черты. Для примера - взгляните хотя бы на карту Харьковской области. Реки, текущие там, имеют основное направление - с севера на юг. Основное же направление течения Сейма (как и ряда рек соседствующих с ним) - с востока на запад. Именно этим и можно объяснить более-менее равномерные климатические условия по всей протяжённости Сейма, а также сравнительно одновременное наступление и окончание всех значимых в речной и в рыбацкой жизни событий. Как то: паводок, спад воды, жор различных видов рыб, вылет насекомых, подъём водной растительности… и т.д.

Из особенностей Сейма можно отметить его непредсказуемость, изменчивость и разноплановость.

Непредсказуемость и изменчивость особенно проявляются во время и после весеннего паводка. Тогда эта, на вид совсем не полноводная речушка, вздувается, разливается и выносит свои воды на заливные луга, заливая многие и многие километры лугов - простираясь иногда к самому горизонту. И после ухода воды с лугов Сейм продолжает удивлять нас сезонными колебаниями уровня воды - до метра - как в ту, так и в другую сторону. Причём, если была обычная, более-менее снежная зима, то вода начинает подниматься в апреле месяце, а с лугов уходит только к концу мая.

Ранней весной особо настырные спиннингисты умудряются-таки застать на Сейме кратковременный период преднерестового жора щуки. То есть период, когда и льда уже на речке нет, но, в тоже время, и вода ещё не начала подниматься.

Позже, после разлива, уже с момента начала спада воды, наступает пик клёва Сеймовского сома. В это время он активно кормится на выходах из самых крупных ям. Так продолжается 2-3 недели. Потом сом разбредается по реке, рассредоточивается по небольшим ямам и по вымытым в обрывах подводных “гротах” и попадается лишь в качестве награды трудолюбивым и настойчивым рыбакам. Причём, чем ближе к лету, тем мельче сомята, которые попадаются ночью на закидушки. В отличие от Десны, где поимка сома троллингом на воблер - не такая уж и редкость, на Сейме сом попасться на спиннинг может лишь по чудесной случайности. Кстати, ловля сомиков на донки-закидушки - излюбленное ночное “развлечение” рыбаков из окрестных сёл по весне. Иногда на берегу они устанавливают по 10…15 закидушек вряд.

Этот год, ввиду крайне малоснежной зимы, абсолютно выпал из общих правил. Паводка на Сейме практически не было. И второго мая, утомлённый отсутствием транспортного средства, и (поэтому) отсутствием рыболовных вылазок, я решил не оставлять майские праздники без свидания с Рыбалкой.

Мой энтузиазм разделил и подхватил друг Вова, с которым мы в 5-30 утра грузились на автовокзале в маршрутку “Сумы-Шостка”. Через полтора часа мы уже вдыхали утренний воздух и любовались панорамой Сеймовских лугов между Вирками и Песками. Ноги сами понесли нас через обильно усыпанный росою луг к Речке.
Красота, лепота, сказка!!!

Малость портил ощущение праздника непонятный коричневый мутняк (который, судя по всему, шёл из России) и практически полное отсутствие поклёвок.

Но, в то же время, праздничное настроение усиливалось прекрасной природой и холодным пивом из термоса, которое мы взяли с собой. Позже ощущение праздника добавила зубастая речная красотка, весом 1,2…1,3 кг. Взялась она у меня на прогретом и мелком затончике. Естественно, ни о какой джиговой проводке в том месте и речи не было, ровно вёл “сандровскую” силиконину, с небольшой пульсацией.

Потом мы дошли до впадения р. Вир в Сейм, отметили шикарную прозрачность Вировской воды, не поймали там ничего и опять потопали к к Сейму. И там снова полный ноль. Решили причиной бесклёвья признать коричневый мутняк, который, возможно, имеет химическую природу.

Пополоскав да пообрывав ещё немного силикону, мы посунулись через луга к трассе, усталые и довольные. А впереди ещё было пара-тройка километров пешего ходу да час тряски в душном и забитом автобусе….

Однако ж вернёмся к описательному повествованию. Итак, разноплановость этой речки есть следствием изменчивости мест её протекания. На своём пути Сейм проходит и через обширные луга без единого прибрежного деревца, и через отдельные группы почти вековых деревьев, и через песчаный сосняк, и через довольно густой лес - как, например, тот же Спадщанский, ниже Путивля. И, хоть ширина Сейма и небольшая (на прямых участках я почти везде могу перебросить на тот берег своим “Скелетором” (2,7м) 20-граммовую головку), глубины здесь встречаются разные. Есть перекаты, есть броды, по которым можно, заглубившись по грудь перейти Сейм, есть ямы глубиной до 10 - 12 метров, есть широкие плеса, особенно на крутых поворотах реки, есть обширные и довольно глубокие затоны. Вобщем - на любой вкус. Есть, правда, и свои особенности. Вот, например, - довольно упористое течение, которое крайне затрудняет использование на русле джиг-головок легче 12 грамм, даже с тонюсеньким шнуром. По этим же причинам весельные лодки на Сейме удобно использовать лишь для сплава. Правда и любителям троллинга на Сейме сильно разгуляться не получится. Естественно, что ближе к низовьям течение Сейма замедляется. Но до низовий и до устья Сейма сумские рыбаки доезжают крайне редко.

И ещё момент, о котором не следует забывать - две трети длины Сейма пролегают через Россию. И то, как наши соседи обращаются с Речкой, во многом сказывается на её обитателях. Более того, на Сейме стоит и славный российский город Курчатов, город-спутник Курской АЭС, а также немалые районные центры Курской области. Чего греха таить - имели место в былые годы случаи массовой гибели рыбы, раков, случаи непонятного помутнения воды - как этой весной. По причине значительной площади российского водосбора, Сейм сильно зависит и от погодных условий России. Даже при ровной погоде на Украине, после российских дождей Сейм поднимается, а при длительной засухе - падает, причём на 30..50 см. Ну а если совпадает затяжная жара и у нас и в России, то уровень Сейма может опускаться на целый метр - как, собственно и было в этом году.

Ежели говорить о видовом составе рыбы, то здесь, как говориться, типичный стандартный речной набор пород и разновидностей, но опять же с учётом местной специфики.

Щука здесь присутствует в приличных количествах, сома чуть меньше. Но сом, в подавляющем большинстве, мелкий - от 400-500 граммов до 3-5 кг. Сом размером от 10 кг и более является редкостным и памятным трофеем и пойматься, скорее всего, сможет в Российских водах Сейма, где “электриков” и “взрывников” гораздо меньше.

Судак - редкий гость в уловах. Чаще может попадаться он на зимних рыбалках со льда на живца. Нечасто здесь попадается и мерный язь. А вот голавль - рыба на Сейме довольно распространённая. И, что, впрочем, легко объяснимо, голавль чаще присутствует в уловах рыбаков, ловящих в тех местах, где Сейм проходит лесистые участки. Поскольку открытые (луговые и редколесные) участки предполагают лёгкий подъезд к воде и, как следствие, минимум укрытий для рыбы и обилие отдыхающих, выпивающих, купающихся, браконьерящих и т. п. А лесистые участки, напротив, кроме труднодоступных подъездных путей, обеспечивают голавля ещё и природными укрытиями - нависающими над водой или смытыми паводком в воду огромными деревьями, или их корневищами. После исчезновения хруща, кроме минивоблерков и микровертушек днём, ловится голавль и ночью, и на всё те же донки-закидушки. Наживкой здесь выступает мелкий рачёк, шейка крупного рака или небольшая зелёновато-бурая прибрежная лягушка. Бывают случаи, что на выставленные на сомика донки на лягушку попадается приличный голавль.

Жалко, правда, что первая в этом году целенаправленная поездка за голавлем закончилась провалом. С самой полночи уверенный ливень загнал нас в палатку и прекратился лишь на короткое время в 5 утра, позволив нам лишь более-менее комфортно подняться на моторе вверх по течению, и больше за день так и не заканчивался - лишь шёл, то слабее, то с новой силою.

Мой напарник Артём обкатывал “Овнер Культива”, а я использовал Джексоновский “Литл” и Дорадовского толстячка “Аляска”.

Уже потом мы с Артёмом обоюдно согласились, что проливной дождь, идущий почти сутки к ряду - явно не голавлинная погода. Но тогда мы упорно нахлёстывали прибрежные воды, гоняя неутомимо микровоблерки. И голавликов мы всё-таки дождались. Правда, размеров они были явно не товарных - грамм эдак 200-250, и, естественно, были отпущены.

Попадались и колючие “матросы”. Спортивные окуньки отправлялись в родную стихию подрастать, а товарные (граммов от 250) цеплялись на отдельный, “детский” кукан.

Позже был найден довольно интересный затон (впадение какой-то речушки, что ли). На берегу этого затона несколько “аборигенов”, невзирая на проливной дождь, крепко похмелившись, с гиканьем и криками активно водили козу. Но не это заинтересовало нас в затоне, а примечательный рельеф дна - чередование меляков с резкими провалами на приличную глубину. И затон не обманул наши ожидания, подарив по щучке каждому. У Артёма - 1,2кг, у меня - 1 кг. В затоне джиговали.

Выйдя из затона, продолжили сплав под проливным ливнем, периодически отцепляя воблерки, зацеплявшиеся за всякую надводную и подводную ерундень.
Были ещё поклёвки - и окуньков и голавликов. Даже изловился небольшой щурёнок на воблерок у Артёма…

Ну и снова - к описательной части. Последние несколько лет помалу увеличивается в Сейме количество жереха и налима. Всё чаще в летнюю пору молниеносным адреналином мощные жереховые удары пронзают сердца рыбаков. А небольшие налимчики с завидным постоянством и всё в больших количествах обнаруживаются в желудках пойманных нами щук - действительно, буквально по дюжине налимов-малышей. Примечательна, кстати, поимка жереха рекордных размеров по весне этого года - красавец “водяной конь” хватанул у песчаного пляжа на резком изгибе реки силиконовый виброхвост “Релакс-Копыто” № 4 на довольно увесистой головке в 21 грамм. Вес трофея, пойманого 29 апреля нашим товарищем Анатолием, составил 4,5 кг(!).

Имеется на Сейме и такая интересная рыба, как подуст. Особенность этого вида состоит в том, что рот у рыбы не концевой, не на краю рыла (как у подавляющего большинства наших рыб), а нижний - то есть снизу по рылом, на небольшом расстоянии от края. Но целенаправленно ловить эту рыбу сложно, так как своеобразное строение рта делает поклёвки подуста крайне капризными, а подсечки - всё больше холостыми. Но поймать подуста в качестве прилова к плотве на перловку в проводку доводилось. Весу в нём было грамм 600…700. Полюбляет подуст стоять летом на перекатах, может, осмелев, выходить на них днём. В жару выходят и довольно приличные экземпляры.

Имеется в Сейме и подлещик с лещом, и ласкира с плотвой. Но, поскольку мой рыболовный профиль - ярко выраженного спиннингового уклона, то о Сеймовских нюансах этих рыб судить не возьмусь.

Как и везде, много окуня “ясельной группы”. Приличные ж экземпляры (от 500 граммов и более) нечасто радуют рыболовов.

Основной и самой популярной приманкой для ловли хищника (читайте - щуки) на Сейме, независимо от времени года, всё-таки, как ни странно, остаётся банальный силикон - чаще виброхвосты, реже твистеры. Почему “как ни странно”? Да потому, что рыбачат на него и стар и млад, и приезжие рыбаки и местные “аборигены”. Причём даже тогда и в тех условиях, когда воблер или блесна однозначно сработали бы лучше.

Прошлым летом и осенью, с упрямым постоянством, чередовались поимки щук на воблеры и блёсны, с целым набором безрезультатных поклёвок, сходов, разодранных приманок - на силикон. Это позволило выдвинуть предположение, что тамошняя щука уже потихоньку выработала в себе боязнь и осторожность в отношении силиконовых приманок, которыми потчуют её спиннингисты из года в год.

Сейчас, в летнюю жару, с обилием отдыхающих на берегах Сейма и с сезонным спадом уровня воды, основными трофеями спиннингистов стали щучки в пределах килограмма весом - с отклонениями в полкило в ту и в другую сторону. Реже проскакивают зубастые красавицы от двух и выше килограммов. Ну а щука от 4 кг - для Сейма однозначно знатный трофей.

Ну и всё ж таки не смогу умолчать об одной особенности в поведении крупной щуки. Таковая щука, не взирает на теоретические учения о том, что охотится она, дескать, из засады, в коей и пребывает большую часть времени. Неоднократно так бывало: наблюдаю щучью атаку на мелюзгу в каком-то месте под противоположным берегом. Собираюсь осторожно обловить этот участок. Зачастую не успеваю сделать и одного-двух забросов, как точно такая же (по шуму всплеска и по визуальным характеристикам) щучья атака уже под моим берегом, метров на 30 ниже по течению. Через полминуты - точно такой же щучий выход, и снова ещё ниже по течению и уже опять под противоположным бережком. Исходя из этого, я сделал предположение, что крупная щука на Сейме летом охотится не из засады, а, так сказать, по принципу “волка ноги кормят”. Потому то и пересечься с ней доводится не часто….

август, 2007г.

Шевченко Валерий

“Рыболов-Профи”, август, 2007 г.


Количество показов: 19776
Автор:  Шевченко Валерий
Рейтинг:  3.22
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку